Учебная работа

 

От теории к практике

 

На кафедре ботаники и физиологии растений биологического факультета уделяется большое внимание вопросам практико-ориентированного обучения. На этой неделе в теплицах агрофирмы «Красная гвоздика», с которой у нас есть договор о творческом, научном сотрудничестве, провели практические занятия по дисциплине «Цветоводство открытого и закрытого грунта» и большому практикуму по специализациям «Ботаника», «Фитодизайн». Вначале по дисциплине специализации «Цветоводство открытого и закрытого грунта» студенты в стенах университета прослушали лекции по цветоводству закрытого грунта, классификации цветочно-декоративных растений, способах их разведения, особенностях семенного размножения, агротехники возделывания и т.д. В тепличном хозяйстве студенты смогли уже на практике реализовать полученные знания. Они увидели, что практико-ориентированное обучение является успешным, когда есть прочный запас классических знаний по общим биологическим дисциплинам.

Также студенты увидели и экономическую ответственность, цветочный материал готовится для реализации заказчикам, поэтому он должен иметь хороший товарный вид, а это достигается только агротехническими приемами, которые нужно строго соблюдать.

Следующий этап в освоении этих дисциплин специализаций будет состоять в дальнейшей теоретической подготовке студентов через чтение лекций, а затем в условиях открытого грунта совместно со специалистами агрофирмы будут проводиться занятия по созданию рабаток, клумб, озеленения территорий с использованием однолетних, многолетних цветочно-декоративных растений.

Те технологические новинки, которые используются в агрофирме, будут вноситься в учебные программы дисциплин специализаций для изучения студентами, что позволит им быть в курсе передовых технологий. Следует подчеркнуть, что преподаватели кафедры оказывают научно-консультативную помощь специалистам агрофирмы по технологии выращивания цветочно-декоративных культур.

Как видно, такое партнерство приносит взаимную выгоду обеим сторонам и будет в дальнейшем развиваться.

Заведующий кафедрой ботаники и физиологии растений

Н.М. Дайнеко

5-sckmYkgcU

iFTWcZy2fAI

IMG 20180330_100407

IMG 20180330_100553

IMG 20180330_103713


IMG 20180330_103751


IMG 20180330_104021


IMG 20180330_104218


IMG 20180330_110732

Защита педагогической практики

 

На кафедре ботаники и физиологии растений началась защита педагогической практики студентами 4 курса (практика проходила с 26 февраля по 24 марта 2018 года).

Первыми с отчетами о проделанной работе выступили студенты-практиканты ГУО "Средняя школа 52". Они предоставили информацию о проделанной учебной и воспитательной работе, необходимую отчетную документацию, ответили на ряд вопросов руководителя практики Бачура Ю.М. и заведующего кафедрой Дайнеко Н.М.

В целом, по мнению студентов, практика помогла им стать более организованными и ответственными, позволила получить полноценное представление о педагогической деятельности и о том, что их ждет на первых рабочих местах.

x1

 

x2


УКРЕПЛЕНИЕ ВЗАИМНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

6 декабря 2017 года перед студентами биологического факультета с лекциями выступил доктор биологических наук, профессор Национального университета «Черниговский  коллегиум» имени Т.Г. Шевченко Лукаш Александр Васильевич. Он уже не в первый раз приезжает к нам в университет, и студенты всегда с удовольствием ждут встречи с ним. Его лекции проходят живо и интересно. Он с увлечением рассказывал об экологии, биологии растительных сообществ, редких и охраняемых растениях трансграничных территорий Гомельской и Черниговской областей. Студенты узнали, как много общего во флоре наших регионов. Они получили приглашение  вместе со студентами Черниговского коллегиума имени Т. Г. Шевченко проходить летние учебные практики по ботанике на прекрасных базах Черниговского университета.

L4

L5

Курсовая работа по специализации: советы «новобранцам»

 

31.10.2017 на кафедре ботаники и физиологии растений состоялся семинар на тему: «Первая курсовая работа: как ее выполнять, оформлять и защищать перед комиссией». В работе семинара приняли участие студенты 2 курса специальности «Биология» специализаций «Ботаника» и «Фитодизайн».

H1 

H2

 

 

Руководителем семинара (к.б.н., доцент О.М. Храмченкова) был приведен перечень основных задач, решаемых в ходе выполнения курсовой работы проанализированы основные ошибки и недочеты в курсовых работах студентов, даны рекомендации по их избежанию и устранению. 

Студентка 4 курса Гудогдыева Огулджан выступила с докладом по теме дипломной работы «Биология лишайника  Cladonia arbuscula (Wallr.) Flot.»

H3

H4

Состоялось обсуждение трудностей, возникших у второкурсников при выполнении курсовых работ по специализации, предложены пути их преодоления.

 

17 февраля состоялось заседание СНИЛ кафедры, в ходе которого были заслушаны доклады студентов 2 и 3 курсов о проведенных исследованиях. Тематически заседание включало 2 секции – «Ботаника» и «Фитодизайн».

Преподаватели отметили не только высокий уровень отдельных работ, но и своевременность выполнения заданий.

nirs 1


 

 

Сотрудничество продолжается

 

22 – 23 декабря на базе кафедры ботаники и физиологии растений биологического факультета Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» состоялось выездное заседание Республиканского научно-методического совета по координации деятельности гербариев. На заседании выступили ведущие сотрудники лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича НАН Беларуси, которые в своих выступлениях перед сотрудниками кафедры ботаники и студентами 2-5 курсов осветили различные вопросы состояния гербарного дела в Республике Беларуси. Также отметили и роль региональных гербариев. Научный гербарий кафедры ботаники и  физиологии растений Гомельского государственного университета создан в 1953 году и в настоящее время там имеется 23878 единиц хранения. Гербарий кафедры на основании решения коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 20 марта 2006 года №3/7 включен в государственный реестр ботанических коллекций и признан особо ценной ботанической коллекцией. В коллекции гербария в основном собрана флора Белорусского Полесья. Поработать с гербарием приезжают не только ученые Беларуси, а также из Украины, России. Это база для обучения и проведения научной работы сотрудников и студентов, магистрантов и аспирантов.

На заседании рассматривались дальнейшие пути развития гербария кафедры, в частности, в летний период намечены совместные экспедиции с целью пополнения фонда гербария, в которых примут участие и наши студенты. Этот опыт им пригодится в дальнейшей работе учителем биологии.

Следует отметить, что гости передали в дар большое количество гербарных листов для пополнения фонда гербария, а также научно-методическую литературу по гербарному делу. Сотрудники кафедры выразили им свою благодарность и признательность за этот визит и за подарки. С обеих сторон были высказаны пожелания и далее укреплять это творческое сотрудничество между академическим институтом и нашим университетом.

 

Заведующий кафедрой ботаники и физиологии растений Дайнеко Н.М.

 

IMG 32

 

 

С 31 октября по 12 декабря 2016 года доцент кафедры ботаники и физиологии растений Цуриков А.Г. посетил Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия). В рамках визита был собран материал для использования на лабораторных занятиях по курсам, читаемым в нашем университете, пополнен научный гербарий кафедры ботаники и физиологии растений ГГУ редкими видами грибов и лишайников степных и горных регионов, прочитаны лекции и проведены семинарские занятия магистрантам и аспирантам СНИУ.

 

Экскурсия в РНИУП Институт  Радиологии МЧС РБ

 

16.11.2016 мы посетили РНИУП ИР МЧС РБ. На начальном этапе экскурсии нас ознакомил с историей института к. с-х. н., заместитель директора по научной работе А.Г. Подоляк.

Затем заведующий лабораторией массовых анализов А.Б. Кухтевич провел экскурсию по вверенному подразделению.

В ходе экскурсии нас ознакомили с основными секторами лаборатории, с их значением и технической составляющей.

В ходе экскурсии, мы узнали принципы работы различных спектрометров, радиометров, дозиметров.

В целом экскурсия была весьма познавательной.

 

Р.И. Новиков студент группы Би-44

 

 РНИУП Институт  Радиологии МЧС РБ и лаборатория массовых анализов

 

На базе кафедры ботаники и физиологии растений ГГУ им. Ф. Скорины была организована экскурсия в РНИУП ИР МЧС РБ. Началась она с истории института, с которой нас ознакомил к. с-х. н. А.Г. Подоляк.

Далее было проведено ознакомление с секторами лаборатории массовых анализов. Эту работупровел заведующий лабораторией Кухтевич А.Б.. Было очень любопытно узнать о принципах работы атомно-адсорбционных спектрометров, а также об особенностях  α- β- и гамма-излучений. Вызывал интерес ассортимент отечественных аналогов аппаратуры, внедренных в практику радиологических исследований.

Интересно было узнать и о различиях в нормировании облучения обычных граждан и работающего персонала, а также о системе контроля дозы их облучения.

В секторе пробоподготовки нас ознакомили с основными методами подготовки материала, для дальнейшего его изучения.

Затем было проведено ознакомление с сектором радиохимического анализа. Мы были ознакомлены с методами выделения радиоактивных элементов из проб с помощью ионообменных смол.

 М.В. Матвеенков Би-42

 

О практическом применении радиологических знаний

 

16.11.2016 мы посещали РНИУП ИР МЧС РБ. Экскурсия началась с истории института, с которой нас ознакомил заместитель директора по науке А.Г. Подоляк.

Далее мы пошли знакомиться с секторами лаборатории массовых анализов. Эту экскурсиюпровел А.Б. Кухтевич. Мы узнали о принципах работы атомно-адсорбционных спектрометров, а также об особенностях α- β- и гамма-излучений.

Очень было интересно узнать о том, как тут ищут практическое применение знаний и внедрение их в сельскохозяйственный сектор. Очень понравилась рабочая атмосфера, порядок на рабочих местах.

Савченко А.М. БИ–44(б)

 

Ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы

 

Проблемы радиационных аварий становятся с каждым годом все более актуальными. Особый интерес, поэтому вызывает деятельность учреждений связанных с решением этих проблем. 16.11.2016 мы, студенты 4 курса, специализанты кафедры ботаники и физиологии растений посетили РНИУП ИР МЧС РБ.

Заместитель директора по научной работе, кандидат с/х наук А.Г. Подоляк рассказал о целях, задачах и структуре РНИУП ИР МЧС РБ.

Целью создания данного учреждения является ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Задачи, которые поставлены перед институтом это разработка защитных мер и рекомендаций для с/х производства, разработка систем радиационного контроля, разработка научных проблем реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и многие другие.

В этом году исполнилось 30 лет со дня основания института, за это время было проведено множество исследований направленных на решение поставленных задач.

Так же была проведена экскурсия А.Б. Кухтевичем, направленная на ознакомление с секторами лаборатории, имеющимся оборудованием и работой проделываемой сотрудниками института.

Благодаря данной экскурсии узнали много нового, интересного и полезного для нас, как для студентов биологического факультета. Ознакомились с состоянием загрязнения радионуклидами территории РБ.

 

Зевако А.С. студентка группы Би-41

Грицева Т.В. студентка группы Би-44


day 1


day 2


day 3

day 4


day 5


day 6


day 7


f71

f72

 

f73

f74

f75

f76

f77

f78

f1-10

f2-10

 

f3-10

 

По результатам Республиканского конкурса научных работ студентов награждена грамотой выпускница 2015 года специализации кафедры ботаники и физиологии растений Филипенко Ольга Сергеевна(руководитель: к.б.н., доцент Бачура Ю.М.) .

3.10.16-1

 

Большой практикум

 

На занятиях по Большому Практикуму студентам необходимо усвоить основные лабораторные и полевые методы исследований, ознакомиться с методикой крупномасштабного картирования земель, осуществлять математическую обработку экспериментальных данных с помощью стандартных программных  пакетов, научиться проводить полевые наблюдения в реальных условиях.

28 сентября группа студентов специализантов кафедры ботаники и физиологии растений  4 курса биологического факультета закрепляли методику геоботанического описания на реальных объектах на территории Государственного историко-культурного учреждения  «Гомельский дворцово-парковый ансамбль». Перед студентами были поставлены следующие задачи - изучить на картосхеме расположение основных элементов парка, найти  объект исследований с помощью географических координат и выполнить его геоботаническое описание.

Задачи были не легкие, тем не менее, были выполнены полностью.

s 28.1s

s28.3s

s28.4s

s28.5s

s28.6

s28.7

 

s28.8

5-1.

 

 

 

 

 

 

 

5-2.

5-3.

5-4.

5-5.

4-1.

4-2.

4-3.

f1.1

 

f1.2

f1.3

f1.4

fl2.1

fl2.2

fl2.3

 

fl2.4

 

 

flo3.1

flo3.2

flo3.3

flo3.4

flo3.5

f1-1

f2-2

f3-3f4-4

f5-5f6-6

 

 

 

 

 

 

 

 

f1

f2

f3

f4

16 февраля 2016 г

Закончилась зимняя экзаменационная сессия. Ее итоги были обсуждены на заседании кафедры, где преподаватели детально обсудили ее итоги, и наметили новые пути и подходы к более качественному усвоению знаний обучаемыми. Следует отметить, что на 1-ом курсе в зимнюю сессию сдавали экзамен по альгологии и микологии 78 студентов. Из них 10 человек получили неудовлетворительные оценки. Студенты 2 курса специальности «Лесное хозяйство» сдавали экзамен по дисциплине «Физиология растений с основами микробиологии». Из 22 человек имеется 1 недопуск, 7 человек получили неудовлетворительные оценки. Студенты-биологии 2 курса сдавали экзамен по ботанике. Из 90 человек 2 студента получили оценку «три». На 3-ем курсе экзамен по микробиологии не сдали 17 человек, из них 4 не имели допуска к экзамену. Экзамен по методике преподавания биологии сдали все студенты, кроме одного, не имеющего допуска к экзамену. Подобные результаты и по дисциплине «Ксенобиология» на 5-ом курсе. 

          

10 февраля 2016 г.

           В конце 2015 года был получен гриф УМО на учебно-методическое пособие «Методика преподавания биологии» для студентов специальности 1–31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)», автор И.И. Концевая и др., которое находится сейчас в издании. Данное пособие ставит своей целью оказание помощи студентам в овладении основами методики преподавания биологии.

            Кроме того, преподавателями кафедры в 2015 году (Бачура Ю. М., Жадько С. В., Дайнеко Н. М., Шевцова Л. В.) были изданы следующие практические руководства:

 

Бачура, Ю.М. Ботаника. Клетка и ткани: практическое руководство / Ю.М. Бачура, Н.М. Дайнеко // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 48 с.

.Бачура, Ю.М. Ботаника. Анатомия вегетативных органов растений: практическое руководство / Ю.М. Бачура, Н.М. Дайнеко // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 44 с.

.Бачура, Ю.М. Ботаника. Морфология вегетативных органов растений: практическое руководство / Ю.М. Бачура, Н.М. Дайнеко // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 40 с.

.Бачура, Ю.М. Ботаника. Генеративные органы растений: практическое руководство / Ю.М. Бачура, Н.М. Дайнеко // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 48 с.

.Шевцова, Л.В. Вирусология: практическое пособие / Л.В. Шевцова, Ю.М. Бачура // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 48 с.

Шевцова, Л.В. Вирусология: дневник лабораторных работ / Л.В. Шевцова, Ю.М. Бачура // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 48 с.

.Жадько, С.В. Ботаника. Класс двудольные: подкласс Магнолииды, Нимфеиды, Нелюмбаниды, Ранункулиды, Кариофиллиды, Гамамелидиды, Дилленииды / С.В. Жадько, Н.М. Дайнеко // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 48 с.

.Жадько, С.В. Ботаника. Низшие сосудистые растения / С.В. Жадько, Н.М. Дайнеко // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 48 с.

.Жадько, С.В. Ботаника. Класс однодольные / С.В. Жадько, Н.М. Дайнеко // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 40 с.

Жадько, С.В. Ботаника. Класс двудольные: подклассы Розиды, Корниды, Астериды, Ламииды / С.В. Жадько, Н.М. Дайнеко // Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Чернигов: Десна Полиграф, 2015. – 44 с.

 

На нашем факультете в рамках специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)  начинает функционировать новая специализация 1-31 01 01-02 26 Фитодизайн. Обучение в данном направлении позволит студентам получить навыки выполнения композиций и аранжировок из природных материалов: панно, инкрустаций, ук­рашений, экологических экспозиций; изучить правила создания цветочных композиций и озеленения интерьеров.
Усвоенные знания в области дизайна, флористики, интерьерного озеленения, декоративного цветоводства, работы с природным материалом, видового состава дикорастущих и декоративных травянистых и древесных растений, систематики, географии и происхождения декоративных растений позволят молодым специалистам работать консультантами по флористике, фитодизайну и аранжировке, ландшафтному дизайну. Хочется особенно отметить, что в настоящее время подготовка специалистов по специализации 1-31 01 01-02 26 Фитодизайн в Республике Беларусь не ведется.
Заведующий кафедрой ботаники и физиологии растений, Н.М. Дайнеко

20150324 154247

Дисциплины кафедры:

- Ботаника
- Морфология растений
- Альгология и микология
- Гербарное дело
- Введение в специальность
- Систематика высших растений
- Геоботаника
- Физиология растений
- Методика опытной работы на пришкольном участке
- Микробиология
- Экология растений
- Вирусология
- Луговедение
- Методика преподавания биологии
- Растительность Республики Беларусь
- История биологии
- Вторичный метаболизм растений
- География растений
- Декоративное цветоводство и садоводство
- Растениеводство
- Радиобиология
- Почвоведение
- Физиология растений с основами микробиологии
- Альгофлора Беларуси
- Микология и фитопатология
- Экологическая анатомия растений
- Молекулярная таксономия растений

Учебная работа:
- учебные планы изучаемых предметов:

Дисциплина

Курс

Количество часов

Форма отчетности

Лекции

Лабораторные занятия

Общие курсы

Введение в специальность

1

12

Морфология растений

1

32

32

экзамен

Альгология растений

1

32

32

экзамен

Гербарное дело

1

10

10

зачет

Систематика высших растений

2

30

34

экзамен

Физиология растений с основами микробиологии

2

54

54

экзамен

Геоботаника

2

16

зачет

Почвоведение

2

20

12

зачет

Микробиология

3

60

26

экзамен

Радиобиология

3

18

зачет

Физиология растений

3

64

54

экзамен

Вирусология

3

26

14

экзамен

История биологии

4

10

зачет

Методика преподавания биологии

4

24

28

экзамен

Дисциплины специализации «Геоботаника»

Экология растений

3

20

14

зачет

Большой практикум

3

84

зачет

Луговедение

3

20

14

зачет

Дисциплины специализации «Ботаника»

Альгофлора Беларуси

3

20

14

зачет

Большой практикум

3

84

зачет

Микология и фитопатология

3

20

14

зачет

Большой практикум

4

136

зачет

Растительность Республики Беларусь и её охрана

4

24

10

экзамен

Вторичный метаболизм растений

4

28

18

экзамен

Методика опытнической работы на пришкольном участке

4

20

16

зачет

Молекулярная таксономия растений

4

18

18

зачет

Экологическая анатомия растений

4

28

18

экзамен

География растений

5

32

18

экзамен

Декоративное садоводство и цветоводство

5

32

20

экзамен

Растениеводство

5

32

29

экзамен


Перечень учебно-методических материалов, изданных преподавателями кафедры:

1 Растениеводство: практическое пособие для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / С. Ф. Тимофеев [и др.]; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 69 с.
2 Декоративное цветоводство и садоводство [Текст] : тексты лекций по спецкурсу для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / С. В. Жадько; Мин-во образования РБ, УО Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 159 с.
3 Собченко В.А Альгология и микология: практическое руководство к изучению раздела «Грибы и грибоподобные организмы» для студентов специальности «Биология» / В.А Собченко [и др.]; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 100 с.
4 Цуриков А. Г. Листовые и кустистые городские лишайники: атлас-определитель: учебное пособие для студентов биологических специальностей вузов [и др.] / А.Г. Цуриков, О. М. Храмченкова; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 123 с.
5 Альгология и микология: лабораторный дневник для студ. биологич. спец. вузов / Ю. М. Бачура, В. А. Собченко, О.М. Храмченкова, А. Г. Цуриков; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 71 с.
6 Альгология и микология: Основные термины и принципы современной систематики: дидактические материалы / В. А. Собченко [и др.]; Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 120 с.
7 Альгология и микология: лабораторный дневник для студентов биологической специальности 1 –  31 01 01 – 02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / Ю.М. Бачура [и др.]; Министерство образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 72 с.
8 Собченко В. А. Бачура Ю. М., Храмченкова О. М. Альгология и микология: задания к контрольной работе для студентов заочного факультета специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)». – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2010. –  20 с.
9 Храмченкова, О. М. Физиология растений с основами микробиологии: задания к контрольным работам для студентов заочного факультета специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)». – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2010. –  21 с.
10 Шевцова, Л.В. Вирусология: дневник лабораторных работ с методическими указаниями для студентов 3 курса специальности 1 – 31 01 01 02  «Биология» (научно-педагогическая деятельность): в 2 частях. Ч. 1 – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 32 с.
11 Шевцова Л.В. Вирусология: практическое пособие для студентов 3 курса специальности 1–31 01 01 02 «Биология» (научно-педагогическая деятельность): в 2 частях. Ч. 1. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 60 с.
12 Шевцова Л В. Основы ксенобиологии: курс лекций для студентов специальности 1–31 01 01 02 «Биология (научно-педагогическая деятель-ность)» – ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 118 с.

Учебные пособия и учебно-методические материалы без грифа
1. Сапегін Л.М., Гарнасталёў А.А., Собчанка У.А., Сістэматыка вышэйшых раслін: Вучэбна-метадычны комплекс для студ.біял.спец. ВНУ; Мін. адук. РБ, УА “ГДУ імя Ф.Скарыны”. – Гомель, 2005. – 235 с.
2. Альгология и микология: Практическое руководство по изучению темы “Лишайники” для студ. биологич. спец. вузов/ А. Г. Цуриков, В. А. Собченко, О. М. Храмченкова; Мин.обр. РБ, УО “ГГУ им. Ф. Скорины”. – Гомель, 2006. – 50 с.
3 Собченко В. А., Бачура Ю. М., Храмченкова О. М. Альгология и микология: Практическое руководство по изучению раздела «Водоросли» для студ. биологич. спец. вузов.– Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2007. – 74 с.
4. Анатомия и морфология растений: практическое пособие для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / Н. М. Дайнеко [и др.]; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 154 с.
5. Растениеводство: практическое пособие для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / С. Ф. Тимофеев [и др.]; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 69 с.
6. Декоративное цветоводство и садоводство [Текст] : тексты лекций по спецкурсу для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / С. В. Жадько; Мин-во образования РБ, УО Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 159 с.
7. Собченко В.А Альгология и микология: практическое руководство к изучению раздела «Грибы и грибоподобные организмы» для студентов специальности «Биология» / В.А Собченко [и др.]; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 100 с.
8. Цуриков А. Г. Листовые и кустистые городские лишайники: атлас-определитель: учебное пособие для студентов биологических специальностей вузов [и др.] / А.Г. Цуриков, О. М. Храмченкова; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 123 с.
9. Альгология и микология: лабораторный дневник для студ. Биологич. Спец. вузов / Ю. М. Бачура, В. А. Собченко, О.М. Храмченкова, А. Г. Цуриков; Мин-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 71 с.

В ближайшее время будут изданы в 2-х частях курс лекций по «Вирусологии» и курс лекций по «Основам ксенобиологии» доцента кафедры Шевцовой Л. В., а также Собченко В.А., Храмченковой О.М., Бачура Ю.М., Цурикова А.Г. Альгология и микология: основные термины и принципы современной систематики: дидактические материалы для студентов специальности «Биология» (120 с.); задания к контрольным работам для студентов - заочников по курсам «Анатомия и морфология растений. Систематика высших растений» и задания к контрольной работе по курсу «Альгология и микология», а также готовится в печать второе издание профессора Сапегина Л. М. «Батанiка. Сiстэматыка вышэйшых раслiн».
Подготовлено к печати в 2011 году учебно-методическое пособие «Методика преподавания биологии», составленное коллективом авторов (И.И.Концевой, Ю.М. Бачура, А.М. Будовым, А.А. Горносталевым, Н.М. Дайнеко, С.В. Жадько) кафедры ботаники и физиологии растений и получившее гриф УМО.
Пособие изложено на 156 страницах, в структурном отношении состоит из введения, 14 разделов и 4 приложений, проиллюстрировано 3 рисунка¬ми и 5 таблицами. Приложения носят справочный характер и предназначены не только для использования на практических занятиях, но и при самостоя¬тельной работе студентов.
В практическом пособии изложены основные программные вопросы: содержание и структура школьного курса биологии; принципы перспективного и урочного планирования учебного материала по биологии; дидактический инструментарий методики обучения биологии; диагностика и контроль знаний в системе обучения биологии; средства обучения биологии; современные педагогические технологии в преподавании биологии; тестовый контроль знаний учащихся; методические требования к проведению экскурсий; особенности и структура школьного курса «Биология» с 7 по 11 класс с подробным анализом изучения отдельных тем. В приложениях дана учебная программа по биологии для общеобразовательных учреждений, оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Биология», опорная таблица для конструирования учебного занятия, краткая характеристика инновационных технологий учебно-воспитательного процесса.
Материал пособия сделает процесс обучения более эффективным, он способствует выработке профессиональных навыков преподавания биологических школьных предметов.
Предназначено для студентов биологических факультетов университетов специальности 1-31-01-01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)», а также для учителей биологии общеобразовательных школ.

13.10.2014

Доцент кафедры, Концевая Ирина Ильинична, прошла стажировку на кафедре общей экологии и методики преподавания биологии биологического факультете Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь. Срок стажировки с 30.09.2014 г. по 11.10.2014 г. За время стажировки ознакомилась с опытом учебно-методической работы кафедры общей экологии и методики преподавания биологии, в том числе, с разработкой  учебных и методических пособий, учебных программ, планов практических и лабораторных занятий, контрольно-измерительных мероприятий и др. по курсам «Методика преподавания биологии» и «Методика воспитательной работы» для студентов специальности «Биология» (по направлениям). Посетила  лекции и лабораторные занятия ведущих сотрудников кафедры для ознакомления с особенностями методики преподавания курса «Методика преподавания биологии». Изучила особенности преподавания  вышеуказанного курса на базе Белорусского государственного университета. Ознакомилась с основными направлениями научных исследований сотрудников кафедры, с организацией научно-исследовательской работы студентов. Познакомилась с тематикой дипломных работ, связанных с проблемами методики преподавания биологии. Изучила опыт воспитательной и идеологической работы кафедры общей экологии и методики преподавания биологии. Ознакомилась с основными направлениями кураторской работы, сопоставила с таковыми для кафедры ботаники и физиологии растений ГГУ им. Ф. СкориныОзнакомилась с индивидуальными планами сотрудников кафедры общей экологии и методики преподавания биологии. Предовой опыт коллег будет внедрен в работе нашей кафедры.